"АССЕНИЗАТОР? НЕ ВЫЗЫВАЛИ!"

"ПУЛЬС НЕДЕЛИ"

<23 декабря 2001>

http://www.yeisk.ru/puls/index.cfm?page=2&id=361

 

'АССЕНИЗАТОР? НЕ ВЫЗЫВАЛИ!'

 

Н.ГЕРАСЬЕВ

 

           

 

История “героической” борьбы с утечкой авиационного керосина в ейские прибрежные воды Азовского моря достаточно описана и в нашей местной, и в региональной, и в центральной прессе. Ситуация известна мировым экологическим организациям. После некоторой стабилизации в результате проведенных дорогостоящих мероприятий керосин снова рвется в море. Возможно, только один человек в мире знает, как избегнуть катастрофы. И готов это сделать бесплатно.

 

Кто нашкодил?

 

“За последние 40-50 лет в результате многократных разливов нефтепродуктов на складах ГСМ и постоянной утечки керосина из продуктопроводов аэродрома Ейского летного училища на западной окраине города Ейска образовалась подземная залежь керосина суммарным объемом до 180 тысяч тонн (на основании оценок “Севкавказгеологии” от 03.04.91г.) на глубине 20-22 метров от поверхности. В течение последних четырех лет идет поступление керосина в море с ориентировочным дебетом до 40-50 тонн ежегодно. Загрязнение отмечается на участке протяженностью 36-38 км и в полосе шириной 5-7 км” (из письма главы города Ейска Л.В. Баклицкого от 04. 02. 97 г.).

Кстати, поначалу геологи оценивали подземные “запасы” керосина в Ейске до величины 200-250 тысяч тонн. Если представить их разлитыми в стандартные железнодорожные цистерны, то их понадобится порядка 4,5 тысячи, а длина поезда из них составит более 60 километров.

Наступившие и возможные экологические последствия того, что керосиновая линза в 1991 году внезапно вскрылась в разрушающемся береговом обрыве на западной окраине города Ейска, известны. В течение первых месяцев керосиновая пленка покрыла огромную акваторию Таганрогского залива — от косы Долгой до Ейского лимана. Пострадали планктонные сообщества, выловленная рыба источала запах керосина. В некоторых особо неблагоприятных местах люди ощущали даже приступы удушья.

Участок берега, в пределах которого керосин просачивался в море, стал поистине “керосиновым Клондайком” для жителей нашего города. В период с 1992 по 1996 годы десятки жителей едва ли не сутки напролет копали небольшие колодцы и простейшими средствами вычерпывали керосин. Решая свои отопительные проблемы, они оказали неоценимую услугу экологии Таганрогского залива. Возможно, эффективность их работы была выше, чем усилия специалистов по откачке керосина из скважин.

Для начала кто-то из “спецов” предложил оконтурить пятно цепью буйков, между которыми плавали прикрепленные к ним то ли рейки, то ли веревки. Однако эта “буйня” оказалась совершенно неэффективной. Потом кому-то показалось, что целесообразнее и быстрее откачать керосин из ряда вертикальных скважин. На реализацию этой мифической затеи было потрачено не менее 2-х лет и, мягко выражаясь, немалые средства.

“ …в строительство защитной дамбы в 1993 году объединению “Краснодарберегозащита” передано 170 миллионов рублей, при этом возложенные на Министерство обороны договорные обязательства были полностью выполнены” (из письма зам. главкома ВВС по тылу от 24 июля 1997 года).

Да, миллионы, как оказалось, не сумма…

“Просим от имени МО и администрации края выделить 15 миллиардов руб. целевых средств за счет резерва Правительства на устранение экологической катастрофы” (из письма министра обороны и главы Краснодарского края от 30.04.97 г. Председателю правительства).

А керосиновая пленка уверенно завоевывала пространство между устьем Ейского лимана и косой Долгой, уровень содержания нефтепродуктов в воде в 3.5 - 5 раз превысил предельно допустимые величины. Однако сооружение ряда специальных грунтовых ограждений дало эффект. К 1997 году и Госкомприрода, и СЭИ не отмечали керосинового загрязнения вод, омывающих берега города Ейска. К 2000 году “Азовберегозащита” закончила строительство первой очереди “противокеросиновой” защиты. Казалось, монстр надежно изолирован в своих подземельях.

Но после нескольких лет относительного благополучия ейские экологи снова начинают бить тревогу. С марта текущего года каждая последующая проба морской воды в районе керосинового пятна гораздо хуже предыдущей.

Данные замеров у склада ГСМ авиаремонтного завода показывают прирост толщины слоя керосина с 1,1 до 2,2 метра. Давление его столба, как показывают расчеты, позволяет смертоносному для живой природы топливу интенсивно просачиваться сквозь песчаное дно под защитной дамбой, как сквозь промокашку. При штормовом нагоне морской воды волны гуляют через низкорослое заграждение и уносят керосин из искусственной лагуны в акваторию.

Ситуация выходит из-под контроля и грозит катастрофой мирового масштаба. Неужели название нашего города скоро будет упоминаться рядом со ставшим символическим именем “Чернобыль”? О реальности экологической угрозы говорят и протоколы количественного химического анализа, выполненные Аккредитованной территориальной специализированной инспекцией аналитического контроля Министерства природных ресурсов РФ, в которых констатируется превышение в наших прибрежных водах предельно допустимых концентраций нефтепродуктов от 1,8 до 11,2 раза.

А ведь подземное керосиновое хранилище, или линза, как говорят специалисты, “поделилась” с морем очень незначительной частью своих огромных запасов. Какие средства понадобятся для ликвидации последствий, если линза прольется в море, невозможно даже предположить. Да и о каких средствах можно говорить, если даже на “латание дыр” и “забивание чопиков” в существующей системе защиты для поддержания относительного экологического равновесия федеральный бюджет и Минобороны до сих пор не выделили даже минимум средств. О деньгах городского бюджета в таких масштабах говорить и вовсе смешно.

Словом, нашкодили наши славные Вооруженные силы, да и отвернулись от своей кучи дерьма с невинным видом…

 

Не так темно на белом свете

 

В этот период всеобщей тихой паники и блуждания в потемках, а именно осенью 2001 года все, кто причастен к проблеме, заговорили о предложении известного изобретателя из Ростова В.Турика. Об этом человеке надо писать отдельно – скажем лишь, что он является обладателем многих патентов в различных областях земной техники и технологий.

Так вот, им разработана и апробирована “концепция удаления жидких углеводородов из мест их скопления с получением товарной продукции и ее реализацией для погашения затрат и извлечения прибыли с экономией средств налогоплательщиков. Созданное им ЗАО “Ивлат-Флагман” не требует для производства работ предоставления миллионов денег налогоплательщиков”.

Проще говоря, патентообладатель В.Турик и его фирма предложили на собственные средства и своими силами извлечь “шкоду” из ейской земли целиком. Из городской казны он не просит ни копейки, а от города – разве что помощь несколькими единицами имеющейся техники. Его гонораром при этом будет являться сама “шкода” - откачанный и превращенный в товар керосин. Который он сам же и продаст, да еще и прибылью с городом поделится.

То, как администрация Ейска, разобравшись во всех тонкостях проекта, встретила это предложение, можно догадаться. Инициатива Турика нашла полную поддержку и на краевом уровне. Что же, работы по бесплатному спасению уже начались или вот-вот начнутся? Не тут-то было: России мешают не только плохие дороги…

Нет, темно...

Маленькая загвоздка типа “потому что в кузнице не было гвоздя” (земли вокруг источника заражения формально принадлежат тому же Министерству обороны) превратилась в непреодолимое препятствие. Значит, чтобы вырезать эту раковую опухоль, быстро пускающую метастазы во весь организм Приазовья и самого моря, надо поклониться ее владельцу – в страшной сказке такого сюжета не сыщешь!

Словом, закрутилась новая бюрократическая карусель на уровне командования Северо-Кавказского военного округа, минобороны, представителя Президента в Южном Федеральном округе и самого Президента. А речь-то идет о временном, сроком до трех лет, предоставлении участка погубленной общей российской земли размером менее полугектара для производства аварийных работ и даже последующей ее рекультивации. На рассылаемые в высшие инстанции письма за подписями главы Ейска В.Гончаренко, губернатора Кубани А.Ткачева приходят положительные ответы. Все вроде бы “за”, но поручают во всем разобраться командованию СКВО – что вполне естественно. Но как назвать то, что округ … отмалчивается? Или даже Президент им не указ?

Ведь сами нагадили (извините за выражение), сами за собой убирать не хотят и другим не дают. Ну, ладно еще – денег нет, да ведь бесплатно! Только не мешайте. Мешают.

А ситуация обостряется, море гибнет. Где гарантии, что Турику не сегодня-завтра надоест весь этот идиотизм и он не предложит свои услуги другим бедствующим районам?

Видно, долго еще русским людям в подобных ситуациях только и останется, что растерянно чесать в затылке и тянуть унылое безнадежное “да-а-а…”

 

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования