МАЛЕНЬКИЙ ИТАЛЬЯНЕЦ В БОЛЬШОЙ СТРАНЕ

"СЕДЬМАЯ СТОЛИЦА" (Ростов-на-Дону)

<19 ноября 2003>

 

МАЛЕНЬКИЙ ИТАЛЬЯНЕЦ В БОЛЬШОЙ СТРАНЕ

 

Петр ИВАНОВ

 

Жан Луиджи Трибольди, небольшой человечек с печальными глазами. Подстриженные в нитку усики делают его лицо немного высокомерным, черный костюм и белая сорочка усиливают это впечатление, зато небесного цвета галстук, усеянный рядами легкомысленных белок, веселит и отвлекает наблюдателя. Находясь рядом с хозяином галстука, я несколько раз ловил себя на том, что рефлекторно начинал считать смешных зверей, и пару раз едва не протянул руку, чтобы пощупать шелковую ткань.

Господин Трибольди - итальянский предприниматель, президент компании "DECAL" ("Декал"). Его прадед построил у себя на родине заводик, производящий парафиновые свечи, его отец замахнулся на большее и, углубившись в область нефтехимии, вышел на международный рынок с набором произведенных из нефти продуктов.

Сын продолжил семейное дело, он строит терминальные комплексы по перевалке химических веществ и управляет ими, перелетая из одной страны в другую, как белка, прыгающая с ветки на ветку.

Разумеется, жизнь бизнесмена нелегка, но Жан Луиджи усугубил свои трудности, решив построить очередную перевалочную базу в нашей стране. Итальянец вложил деньги в строительство Азовского терминала и, кажется, успел пожалеть о своем неосторожном поступке.

Местное население встретило гостей в штыки, мэр Азова, заброшенный на свое кресло именно волной анти-метанолового протеста, естественно, не способствовал успешному завершению строительства, областная администрация, на словах благожелательная к инвесторам, соблюдала нейтралитет и спокойно выжидала, чем закончится борьба между противниками и сторонниками терминала. Московские анархисты и экологи совершали регулярные набеги на терминал, разбивая в его окрестностях лагеря и устраивая пикеты.

Табуны дрессированных азовских старух, подзуживаемые различными борцами за народные права, бились в яростных припадках на городских площадях.

Более спокойные горожане деловито растаскивали замороженную стройку. Поговаривают, что за всеми этими действиями стояли наши хитрые украинские братья, не желавшие терять монополию на перевалку нефтепродуктов, ну, да мало ли о чем у нас поговаривают.

31 октября очередная Государственная экологическая экспертиза дала наконец добро на завершение строительства.

На созванной по этому случаю пресс-конференции хрупкий итальянец попал в грубые репортерские лапы и, печально повздыхав, без особой охоты рассказал о себе.

- Компания "DECAL" полностью контролируется семейством Трибольди, состоящим из троих братьев, каждый из которых занимается своим направлением.

Я занимаюсь исключительно терминалами, старший брат ведает коммерческими вопросами, закупкой и реализацией различной продукции на средиземноморском рынке, младший занимается производством моторных масел.

С 1973 года, когда я занялся строительством терминалов, общее количество площадей для хранения химических веществ увеличилось с 200 тысяч до 1,5 млн. кубических метров, в год нам платят за услуги по перевалке около 400 млн. долларов. Но оборот всей группы "DECAL", разумеется, намного больше.

 

7С:- Как начинался ваш семейный бизнес?

 

- Основателем всех видов деятельности "DECAL" был наш отец. Именно он еще в 50-е годы начал сотрудничать с Советским Союзом. Терминалами наша компания занимается с 1962 года, первый был построен в венецианской лагуне. Пока мы были маленькими, компания тоже была не очень велика, и со всеми отраслями ее деятельности отец мог справиться в одиночку. Когда бизнес разросся, он стал тяжел для одного человека, но к тому времени уже мы подросли и включились в деятельность.

 

7С:- Основные ваши конкуренты на мировом рынке?

 

- Мы входим в немногочисленную теперь уже группу крупных компаний, которые занимаются складированием и перевалкой, лидерами здесь являются голландская группа "Паттанг", американская "Уильяме" и еще одна немецкая компания. В России у нас нет конкурентов, мы первые на вашем рынке.

 

7С:- Как долго продолжалось сотрудничество вашей семьи с Советским Союзом?

 

- Около 30 лет. Прервалось оно из-за падения объемов производства в России где-то в начале 80-х годов, что, естественно, сказалось на экспорте, ну а потом вы потеряли южные порты, и это тоже повлияло на ситуацию. Россия - это часть истории нашей фирмы. Мы поставляли сюда толуол, ксилол, парафин, ароматические вещества.

Между внешнеторговыми организациями СССР и нашей компанией сложились безупречные отношения, я бы назвал их дружескими и даже немного сентиментальными. На советское государство можно было положиться, оно было очень хорошим, стабильным партнером.

Нынешняя ситуация, когда за короткое время несколько раз принимаются противоречащие друг другу постановления, когда за те несколько лет, что мы ведем строительство, нормы по санитарно-защитной зоне вокруг терминала изменилась несколько раз, в СССР была невозможна.

Но три года назад сотрудничество возобновилось, я вложил деньги в Азовский терминал, мой брат, который занимается производством моторных масел, начал импортировать необходимые для его деятельности базовые масла от "Лукойла".

Вообще Азовский терминал, из-за которого поднялся такой большой шум, на самом деле является очень маленьким, и его мощности довольно незначительны в масштабах нашей деятельности.

Но мы надеемся со временем построить в вашей стране более крупную базу для перевалки химических веществ, а нынешним строительством мы как бы проверяем на надежность бюрократическую систему новой России. Это пробный шар.

 

7С:- Что побудило вас подойти к карте и, ткнув пальцем в Азов, сказать: "Мы идем к вам"?

 

- До нас дошла информация о проекте по строительству метанолового терминала в этом городе.

Мы являемся лидером средиземноморского рынка метанола, через нас проходит 75% метилового спирта, который кочует в этом регионе, ну а поскольку путь танкеров из Азовского моря через Черное неизбежно приведет в Средиземное, понятно, что нас заинтересовала эта перевалочная база.

Это наша первая прямая инвестиция в новой России, которая является стратегически важной для нашей компании, ради этого я уже претерпел некоторые неудобства и готов терпеть их и дальше, хотя надеюсь, что до окончания строительства неприятных сюрпризов больше не будет.

 

7С:- Как складываются ваши отношения с администрацией Ростовской области, ходят слухи, что ее представители сперва обещали оказать вам помощь, но потом не выполнили свои обязательства.

 

- Скажем так, и у областной и у азовской администрации отношение к нам сейчас формально-равнодушное.

Мы понимаем, что у них есть интересы политического характера во время предвыборных компаний, они в такие моменты думают прежде всего об избирательских голосах и дистанцируются от того, что может оттолкнуть избирателя.

Другое дело, что в других странах, где мы производили инвестиции, нас всегда принимали с распростертыми объятиями, потому что мы способствуем экономическому развитию того района, в который приходим. Мы не требуем, чтобы нас встречали с военными оркестрами и расстилали красные ковровые дорожки, но более активная поддержка нам бы, безусловно, не помешала.

 

7С:- Известная русская пословица гласит: "Не подмажешь - не поедешь".Вы, конечно, можете не признаваться в том, что "подмазывали" федеральных или местных чиновников, но никто из здравомыслящих людей вам все равно не поверит. Для того, кто знаком с российскими реалиями, ясно, что вы договорились и поделились с теми, от кого это зависит.

 

- На непредвиденные расходы все равно пришлось пойти - это и выделение средств на благоустройство Азова, и оплата пиар-компании.

В других странах нам подобные акции были не нужны, но мы все же сочли затраты на формирование общественного мнения разумными.

Но взятки, или "откаты" чиновникам - это совершенно неприемлемо для нас. Вы можете не верить, я понимаю, что это звучит несколько фантастично, но мы никому ни разу не заплатили.

У меня нет "черных" денег, я принципиально не хочу платить непонятно кому непонятно за что, хотя не исключено, что именно с этим связаны многие наши проблемы.

 

7С:- Хорошо, а предложения вам такие делались?

 

- А вот на этот вопрос я, с вашего позволения, отвечать не буду.

 

7С:- Если бы в тот момент, когда вы принимали решение о возвращении в Россию, вам бы стали известны все препятствия, которые возникнут на пути строительства терминала, вы бы все равно его начали?

 

- Вы знаете, нет. Сейчас мы уже потратили столько денег, что повернуть назад невозможно, но если бы можно было все начать с начала, то нет, ни за что на свете!

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования