СТРАСТИ ПО МЕТАНОЛУ

"РУССКИЙ КУРЬЕР" (Москва)

<23 августа 2003>

 

СТРАСТИ ПО МЕТАНОЛУ

 

Максим ФЕДОРОВ

 

Провинциальный Азов - на грани социального взрыв. В роли "взрывников" выступают "зеленые" и радикально настроенная часть горожан, которые не согласны со строительством в регионе терминала для перевалки и хранения метанола. В ход идут все существующие в природе протестные приемы: митинги, блокада трассы федерального значения, - за исключением разве что публичного самосожжения. Пока?..

"Терминальная тема" возникла еще в 1996 году. Ключевым инвестором объекта с долей в 51 процент акций вызвалась стать итальянская компания "Трибольты". Остальные 49 процентов принадлежали корпорации "Росхлебопродукт". Позднее итальянцы и россияне создали ЗАО "Азовпродукт", которое и выступило официальным заказчиком строительства.

Стоимость проекта оценивалась в 12,5 миллиона долларов и сулила неплохие дивиденды - в виде многомиллионных налоговых отчислений - как муниципальному, так и областному бюджетам. Среди других заинтересованных сторон назывались ОАО "Невинномысский азот" и ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов": будучи основными клиентами терминала, они рассчитывали минимум втрое сократить издержки на транспортировку собственной экспортной продукции.

Проект достаточно быстро и безболезненно прошел и экспертное согласование. Тем удивительнее было узнать, что реализация его пробуксовывает: по городу прокатилась волна акций протеста, первую скрипку в которых играл "Фонд защиты окружающей среды".

В итоге история повторилась, Так же, как это случилось в свое время в Волгодонске, при ажиотаже вокруг атомной станции, власти Азова не рискнули пойти наперекор народной воле и отказались выдать разрешение на строительство первой очереди объекта. Удивленные и не привыкшие к подобным правилам игры инвесторы обратились с иском в арбитражный суд. Арбитраж его удовлетворил. Однако и после этого работа на терминальной площадке не закипела.

Экологи настаивали и продолжают настаивать, что возведение терминала незаконно, поскольку, во-первых, безупречность проектной документации - вопрос еще спорный, а во-вторых, сам терминал представляет угрозу жизни и здоровью местного населения. Метиловый спирт - сильный яд, действующий на нервную и сосудистую системы. Согласно отечественному природоохранному законодательству, подобные объекты должны располагаться не менее чем в километре от жилых построек. Между тем азовский якобы расположен максимум в 310 метрах. Случись авария, яд неизбежно попадет в Дон и Азовское море...

Любопытно: итальянцы наблюдают за всеми этими перипетиями со стороны. По крайней мере официально для СМИ не проронили "на злобу дня" еще ни слова. Губернские же чиновники, напротив, сформировали при Законодательном собрании специальную рабочую группу, инициировав, в частности, запрос в областной центр госсанэпиднадзора и клятвенно заверив, что в случае возникновения "каких-то сомнений", они "в общем-то готовы будут поддержать митингующих".

Многим наблюдателям представляется, что активизация антиметанолового движения именно сейчас не случайна: набирает обороты предвыборная думская гонка, и то ли еще будет по мере приближения декабря. Высказываются также версии о "руке недоброжелателей" терминала - одесского торгового морского порта, который якобы, пользуясь монопольным положением на метаноловом рынке, не заинтересован в появлении серьезного конкурента. А журналистка региональной гостелерадиокомпании почти открыто обвинила в разжигании конфронтации представителей движения "Хранители радуги". Мол, знаем мы, на чьи средства вы сюда приехали...

Тем временем рядом с терминалом организовано круглосуточное дежурство. "Дежурные" заявили, что, появись здесь строительная техника, они лягут ей поперек. Также состоялась более чем шумная акция у стен администрации Азова. Не дождавшись никого из первых лиц города, митингующие сожгли чучела местных народных избранников и объявили сбор подписей за отзыв уже всех депутатов, представляющих интересы азовчан в донском парламенте и Государственной думе.

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования