МЕТАНОЛ – ЭТО СТРАШНО?

"НАШЕ ВРЕМЯ"

<7 августа 2003>

 

МЕТАНОЛ – ЭТО СТРАШНО?

 

Елена СЛЕПЦОВА

 

В Азове неспокойно. Уже который месяц горожане протестуют против строительства метанолового терминала. Демонстрации, митинги протеста, пикеты сотрясают город. Тяжело жить в обстановке тревоги и беспокойства. Слухи полнят Азов, метанола боятся все. А что такое метанол?

Древесный спирт, он же метиловый спирт, он же метанол - старый знакомец. По запаху почти неотличим от спирта медицинского, этилового. Характерно пахнет алкоголем. Эта особенность метанола не раз доводила любителей выпить до трагедии: прием 5-10 граммов вызывает отравление и может привести к потере зрения, слепоте. Если принять 30-граммовую дозу, то исход один - смерть. Так что вовнутрь - ни-ни... Острые отравления от вдыхания паров метанола встречаются редко. Тем не менее в производственных и лабораторных помещениях обычно устанавливаются вытяжки и вентиляция, а на производствах (например, на Новочеркасском заводе синтетических продуктов, где производят метанол) сотрудники снабжаются средствами индивидуальной защиты. При разбавлении, смывании водой метанол переводится в безвредное состояние. Классифицируется как горючая жидкость. Метанол не является веществом, представляющим опасность для окружающей среды. Это - сведения из нормативных документов МЧС.

На демонстрациях и митингах против строительства метанолового терминала чаще всего говорится о природоохранных нарушениях. Чтобы разобраться в происходящем, мы обратились к специалисту, чья компетенция в подобных спорах не вызывает сомнений. Валентина Остроухова - главный государственный инспектор Ростовской области по охране природы, председатель Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации РО. Буквально накануне В. Остроухова встречалась с представителями оргкомитета митингующих жителей Азова, обсуждая с ними выдвинутые ими требования. На митингах в Азове часто можно услышать, что строительство незаконно - нет необходимых документов и разрешений.

- Есть все документы, которые необходимы для начала строительства, начиная от экологической экспертизы до отвода земельного участка. В Азове прошли и необходимые в таких случаях общественные слушания. А потому к началу строительства никаких претензий не было, - утверждает Валентина Остроухова. - Это подтвердил и арбитраж, приняв сторону застройщика. Но за последний год ситуация обострилась - все уперлось в санитарно-защитную зону.

Это и стало первым пунктом требований, выдвинутых оргкомитетом протестующих властям.

 

***

 

500 ИЛИ 1000?

 

Когда готовился проект, санитарно-защитная зона от хранилищ с метанолом до жилых зданий составляла по правилам и нормам Госсанэпиднадзора 500 метров. Затем эти нормы изменились: для строящихся объектов - 1 километр, для действующих - 500 метров. По словам Валентины Остроуховой, эта цифра «500» «... может быть даже откорректирована в сторону уменьшения. Ее можно сократить и до 300 метров при проведении в зоне специальных замеров», гарантирующих безопасность.

Некоторые дома, где проживают люди, стоят от хранилищ на расстоянии 465 метров. Поскольку цифры Госсанэпиднадзором четко не прописаны, то появился некоторый «зазор», который и дает возможность манипулировать этими цифрами, толкуя их, так или иначе. Есть и конкретное нарушение -465 метров от хранилища до ближайшего дома.

Как рассказала госпожа Остроухова, на совещании у вице-губернатора Ивана Станиславова четко прозвучало, что необходимо привести в соответствие с законодательством границы санитарно-защитной зоны.

Нарушение этих границ на 35 метров власти предполагают ликвидировать единственно возможным образом - отселением жителей домов, попадающих в эту зону.

 

***

 

БЛАГО ИЛИ БРЕМЯ?

 

Второй пункт требований демонстрантов - строительство аккумулирующего водохранилища. Проще - резервуара чистой воды для улучшения городского водоснабжения.

 

- Мы рассмотрели технико-экономическое обоснование этого проекта, - говорит В. Остроухова. - На строительство нужно около 80 миллионов рублей.

Кроме того, это - дополнительное подтопление территории, что тоже надо учесть. А эксплуатационные расходы? Каким бременем лягут они на потребителя воды? Сколько будет стоить кубометр такой воды? Смогут ли жители Азова платить такую сумму, найдутся ли в городском бюджете средства на дотации населению?... Все это экономически не просчитано... И еще одно «но»: предполагаемый источник водоснабжения - река Дон. Но хранить донскую воду в водохранилище более семи дней невозможно - слишком быстро развиваются в воде сине-зеленые водоросли. Значит, каждую неделю воду придется сбрасывать, чистить резервуар, набирать новую...

В течение ближайших трех лет во многих городах области, включая Ростов - главный загрязнитель реки, от Цимлянского водохранилища до устья Дона будут построены очистные сооружения, которые позволят значительно сократить объемы загрязнения и сделать чище основной источник - Дон. Затраты из бюджета огромные. По мнению В. Остроуховой, распылять капиталовложения неразумно. А для улучшения водоснабжения Азова стоит поискать альтернативу, например, подземные источники. «Но немедленно начать строительство водохранилища, как требует оргкомитет, это - абсурд», - считает председатель Ростобл-комприроды.

 

***

 

КТО ПОСТРОИТ ДОРОГУ?

 

Дорога в промзону Азова - третий вопрос, волнующий оргкомитет. Сейчас застройка западной промзоны Азова идет неорганизованно и хаотично - нет плана развития. Наблюдается подтопление территории. Специалисты считают, что нужна гидрогеологическая разведка. Что же касается строительства объездной дороги, то губернатор области В. Чуб уже дал задание минтрайсу представить несколько вариантов ее строительства. Предполагается использовать не только средства из областного бюджета, но и деньги всех «субъектов» строительства в западной промзоне. А их много: метаноловый терминал, зерновой терминал, Азовский порт, который строит там новую площадку, другие застройщики.

Если разобраться, то потенциально опасно практически любое производство. Но в Новочеркасске не один десяток лет идет синтез метанола на местном предприятии. Завод синтетических продуктов удален от жилых домов на 500 метров. Тридцать лет эксплуатации завода не дали никаких побочных эффектов: территория озеленена, прекрасно чувствуют себя ели, которые обычно чутко реагируют на загрязнение атмосферы. Здоровы люди, живущие в непосредственной близости от завода. Именно отсюда, из Новочеркасска предполагается перевозка в железнодорожных цистернах пресловутого метанола в хранилища азовского терминала, где он будет грузиться в специальные танкеры для дальнейшей перевозки. По словам Валентины Остроуховой, вся система закрыта, герметизирована, задействованы несколько степеней защиты.

... На прощание главный специалист Ростоблкомприроды устало сказала:

- Если митингующие и правда так боятся этого производства, то пусть подают в суд и требуют, чтобы предприятие закрыли, потому что оно вредно, потому что нарушен закон. Но для этого надо собрать информацию, предоставить ее экспертам для анализа и заключения. А это - сложно. Митинговать проще...

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования