МЕТАНОЛОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

ИБ "СЕДЬМАЯ СТОЛИЦА"

<17 июня 2002>

http://www.7c.ru/Busines/327.html

 

МЕТАНОЛОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

 

Илья ДУНАЕВ

 

Депутаты городской Думы Азова фактически выступили против властей Дона, приняв решение провести городской референдум по вопросу строительства в Азове терминала по перегрузке технических спиртов и выразив, таким образом, намерение запретить возведение экологически опасного объекта на берегу Азовского моря.

История строительства в городе Азове одного из первых в России терминала по перегрузке метанола длится уже шесть лет. В чем-то она сравнима с вводом в действие атомной электростанции в Волгодонске. Мнение местных жителей, выступающих против пуска экологически опасного объекта, вновь не услышано областными властями.  

Мэр Азова Евгений Лесняк оказался между двух огней: и решение Арбитражного суда выполнять нужно (выдать ЗАО "Азовпродукт" разрешение на строительство терминала), и свое лицо как политика сохранить необходимо. Козырем предвыборной программы Евгения Лесняка было как раз обещание не допустить строительства метанолохранилища. Сегодня его позиция изменилась, и не исключено, что под давлением областных структур. Например, обжалования на решение суда не последовало, не подала горадминистрация и кассационную жалобу.

Реализация этого громкого и многообещающего проекта была заморожена около года назад. На предварительную подготовку к строительству итальянская группа "Трибольди", основной инвестор и обладатель контрольного пакета акций, потратила два миллиона долларов. Строительная площадка сегодня представляет жалкую картину: она заросла бурьяном, железнодорожные пути, подведенные к будущему терминалу, разобраны на металлолом, балки разворованы, водоотводные каналы завалены мусором. Остался "в живых" лишь песок, но и его с каждым днем становится все меньше и меньше – предприимчивые коммерсанты на грузовиках средь бела дня деловито его вывозят.

Стоимость проекта была оценена в 12,5 миллионов долларов.

Терминальный комплекс – это прежде всего метанолохранилище, куда железнодорожными цистернами планируется завозить груз, а из емкостей уже будут перекачивать в морские танкеры.

Площадка бывшей Азовской судоверфи очень удобна для захода судов, здесь хорошо развита и другая инфраструктура, в которую не надо вкладывать больших денег.

Проект терминала прошел все необходимые согласования экспертизы, тем не менее год назад на начальном этапе строительство остановилось. Его противники – ростовская организация КПРФ и фонд защиты окружающей среды Приазовья – говорили об экологической опасности объекта. И хотя уже тогда были представлены положительные заключения независимых экспертов, вопрос из экономической плоскости переместился в политическую.

Уже никто не сомневается в том, что властям Дона этот комплекс необходим. Единственное препятствие – это депутаты гордумы Азова и местное население.

Заявить о референдуме, депутаты, к сожалению, не обговорили дату его проведения и, самое главное, не определили источники финансирования процедуры, по масштабности схожей с проведением очередных выборов.

После развала СССР Россия осталась без больших терминальных комплексов. В то же время отечественные заводы ежегодно производят около двух миллионов тонн метанола, 40 процентов которого идет на экспорт.

Возведение хранилища сулит немалые выгоды областной казне. На развитие социальной инфраструктуры Азова запланированы расходы в размере 7 процентов от стоимости проекта, это свыше 26 миллионов рублей. О сумме недополученных налоговых платежей можно говорить уже сегодня, почти 50 миллионов рублей терминал мог бы приносить ежегодно в бюджеты всех уровней, при условии выхода на запланированную мощность. Наличие азовского портового комплекса,  приспособленного для перегрузки сжиженных газов, выгодно промышленным гигантам юга России, в первую очередь – "Новочеркасскому заводу синтетических продуктов" и "Невинномысскому азоту". Именно они станут главными клиентами азовского терминала, запуск которого позволит южнороссийским химикам минимум втрое снизить издержки на транспортировку своей экспортной продукции.

Сейчас те же новочеркассцы вынуждены пользоваться услугами одесского порта, куда везти грузы, естественно, намного дальше, чем до азовского. Кроме того, украинская сторона, пользуясь монопольным положением на рынке, за перевалку каждой тонны российского метанола взимает плату в размере 24–28 долларов, в то время как расценки на услуги азовского терминала будут примерно на треть меньше (16 долларов). Кстати, некоторые сторонники терминала считают, что "антиметаноловые" выступления местных политиков и экологов инспирируются... украинскими конкурентами. "Украина заинтересована в том, чтобы здесь не строился этот порт", – говорит Георгий Севостьянов, генеральный директор ЗАО "Азовпродукт".

Очевидно, противостояние со временем утихнет, с депутатами власти умеют договориться, все же экономические аргументы перевешивают политические. Позиция итальянцев выглядит корректной – они не идут против населения и будут искать компромисс. Кстати, по градостроительному кодексу в столкновении частных и публичных интересов приоритет отдается публичным. Значительная часть азовчан все равно считает, что без метанолового терминала их жизнь будет безопаснее.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования