"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<11 февраля 2004>

 

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ НАРУШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

СО СТОРОНЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МПР РФ ПО РА

 

Как уже сообщалось, властные структуры Республики Адыгея (РА), при содействии Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Республике Адыгея, предпринимают активные усилия, направленные на отторжение от Кавказского государственного природного биосферного заповедника (КГПБЗ) плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива.

Против этого выступает экологическая общественность. Причиной тому – чрезвычайная опасность действий властей Адыгеи для сохранности природных комплексов этих территорий. Отторжение этих земель от Кавказского заповедника является прелюдией к строительству здесь автодороги Лагонаки-Дагомыс, созданию крупного горнолыжного курорта и прочему природоразрушительному хозяйственному использованию этих уникальных территорий, входящих в состав Всемирного Природного Наследия.

Но ведь не только природоохранные интересы нарушают действия властных структур Адыгеи. Ведь земли заповедника – это федеральная собственность. Имеет место грубейшие нарушения законности. Где государственные организации, обязанные стоять на страже государственных интересов?

К счастью, не все перевернулось с ног на голову в государстве российском и против этого выступают также и ряд государственных организаций. И, прежде всего, Прокуратура Республики Адыгея.

Именно Прокуратура Республики Адыгея, подав в суд иск в защиту государственных интересов Российской Федерации, добилась отмены незаконного Постановления Кабинета Министров РА #271 от 13 августа 2001г. Принятием этого Постановления делалась первая попытка объявить территории Лагонакского нагорья не принадлежащими Кавказскому заповеднику. Постановление #271 действовало полностью незаконно ровно два года. Кабинет Министров РА упорно "не замечал" факта его незаконности. И, только после того, как Прокуратура РА обратилась с иском в Арбитражный суд РА, тот, своим решением от 3 декабря 2003 года, обязал Кабинет Министров отменить это Постановление.

Однако Прокуратура РА ставила перед Арбитражным судом не только вопрос о признании недействительным Постановления #271. Также был поставлен вопрос о признании незаконным бездействия Кабинета Министров РА в решении входящих в его компетенцию природоохранных вопросов.

Прокуратура обвинила Кабинет Министров в том, что он:

-    не принимает мер по учету особо охраняемых природных территорий (ООПТ) при разработке территориальных комплексных схем и схем землеустройства, а также резервированию земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ;

-    не принимает мер по решению, в установленном законом порядке, вопроса о передаче КГПБЗ земель, переданных ему в начале 90-х годов, и по согласованию данного вопроса с Правительством РФ, выходом с инициативой о принятии Правительством РФ соответствующего решения, что препятствует установлению границ КГПБЗ;

-    не устанавливает охранную (буферную) зоны КГПБЗ и не принимает Положение о ней;

-    не принимает мер по обеспечению ранее существовавших ООПТ, надлежащему оформлению правоустанавливающих документов на них и установлению их границ.

В отношении Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА, Прокуратура РА поставила вопрос о признании незаконным бездействия этого Управления в сфере осуществления государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ, в связи с тем, что Управление не принимает никаких мер в связи с отсутствием надлежаще утвержденных границ КГПБЗ и его буферной зоны, а также бездействует в вопросах надлежащего оформления документов на памятники природы и природный парк республиканского значения.

Рассмотрев в судебном заседании аргументы сторон, Арбитражный суд РА признал, что Кабинет Министров РА и Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА бездействуют в вопросах принятия мер по учету особо охраняемых природных территорий и не осуществляют должный государственный контроль в области организации и функционирования этих территорий.

Тем не менее, Арбитражный суд нашел основания, чтобы не удовлетворить требования Прокуратуры РА в этой части иска, несмотря на то, что признал факт бездействия со стороны ответчиков по поставленным Прокуратурой вопросам. Причиной отказа в удовлетворении этой части иска стало то, что не доказан факт нарушения в результате этого бездействия "законных интересов организаций в сфере предпринимательской и экономической деятельности". А то, что в результате этого бездействия нанесен колоссальный ущерб природе, в том числе и материальный (как, например, при уничтожении в результате этого бездействия уникального массива самшита колхидского в долине реки Цице), суд во внимание не принял.

Однако уже то, что проблема стала настолько острой, что Прокуратура РА была вынуждена поставить эти вопросы в форме обращения в суд, и суд признал ее правоту в том, что данные нарушения имеют место быть, говорит очень о многом.

После этого, из названия Управления, которое возглавляет Георгий Козменко, было бы адекватно убрать слова "охраны окружающей среды".

К сожалению, усилия Прокуратуры Республики Адыгея по защите законности пока не принесли полного разрешения проблем, существующих вокруг Кавказского заповедника и всей системы ООПТ на территории Республики Адыгея. Кабинет Министров РА тут же, взамен отмененного Постановления #271, принимает 8 декабря 2003 года новое Постановление #343, содержащее те же самые, только что отмененными судом, решения. Власти Адыгеи не оставляют надежды, используя свои связи на федеральном уровне, добиться изъятия земель Лагонакского нагорья из состава Кавказского заповедника.

Однако Прокуратура Республики Адыгея сохраняет свою позицию в отношении этой проблемы и намерена не допустить грубого нарушения государственных интересов со стороны Кабинета Министров РА, неправомерного изъятия федеральной собственности, создания угрозы сохранности уникальных природных комплексов, имеющих не только федеральное, но и мировое значение. От ее действий в этой ситуации очень много зависит.

 

(Инф. Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу)

 

==================================================================================

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

г.Майкоп

3 декабря 2003 г.

 

Дело # А01-1739-2003-6

 

Арбитражный суд в составе: первого заместителя председателя А.И.Муллина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Собченко О.В

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора РА в защиту государственных интересов к Кабинету Министров РА и Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по РА

Заинтересованное лицо: Кавказский государственный природный биосферный заповедник

 

О признании незаконным бездействия Кабинета Министров РА и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по РА, недействительным постановления Кабинета Министров РА #271 от 13.08.2001г.

 

При участии:

Прокурор – Калюжный В.В.

от ответчиков – зам. начальника управления Тлехас З.И. (дов. # КМ-748 от 4.11.2003г.), юристконсульт Барчо З.Г. (дов. #2733 от 4.11.2003г.);

от заинтересованного лица – начальник отделения Ескин Н.Б. (дов. #2-1418 от 7.10.2003г.).

 

установил:

 

Прокурор РА в защиту государственных интересов просит признать незаконными бездействия Кабинета Министров РА, связанные с непринятием мер по учету особо охраняемых территорий при разработке территориальных комплексных схем и схем землеустройства, резервированию земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ;

-    непринятием мер по решению в установленном законом порядке вопроса о передаче КГПБЗ земель Фишт-Оштенского горного массива, хребта Джигурсан, урочища Бамбаки и высокогорного пастбища Лаго-Наки, согласованию данного вопроса с Правительством РФ и выходом с инициативой о принятии им соответствующего решения, что препятствует установлению границ КГПБЗ;

-    неустановлением охранной (буферной) зоны КГПБЗ и непринятием Положения о ней;

-    непринятием мер по обеспечению ранее существовавших ООПТ, надлежащему оформлению правоустанавливающих документов на них и установлению их границ;

-    ненадлежащим финансированием вышеуказанных работ.

Признать недействительным постановление Кабинета Министров РА #271 от 13.08.2001г. "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области и Правительства РА".

Признать незаконным бездействие Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА по ненадлежащему осуществлению государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ, связанному с непринятием мер, и отсутствием какого-либо реагирования в связи с отсутствием надлежаще утвержденных границ КГПБЗ и его буферной зоны, а также ненадлежащему оформлению документов на памятники природы и природный парк республиканского значения.

Ответчик – Кабинет Министров РА не признал требования прокурора РА и в их удовлетворении просит отказать, считая их необоснованными.

Ответчик – Управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по РА (далее Управление) не признало исковые требования, но готово оказать содействие Кабинету Министров РА в решении поставленных вопросов в пределах своих функциональных полномочий.

Заинтересованное лицо – Кавказский государственный природный биосферный заповедник (далее Заповедник) просит удовлетворить требования прокурора РА, т.к. неотмененное постановление #271 от 13.08.2001г. препятствует оформлению документов на недвижимость.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено следующее:

Во исполнение решения Арбитражного суда РА от 6.08.2001г. Кабинет Министров РА издал Постановление #271 от 13.08.2001г., которым признал утратившими силу решение Исполкома Совета народных депутатов ААО от 26.01.1990г. #20, решение Исполкома Совета народных депутатов ААО от 24.08.1990 #213 и Постановление Правительства РА от 13.08.1992г. #234.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3.12.2001г. решение Арбитражного суда РА от 6.08.2001г. отменено и в иске Администрации ООЭТТ "Фишт" и Администрации Майкопского районо отказано.

До настоящего времени Кабинет Министров не отменил Постановление #271 от 13.08.2001г.

Кроме того, Кабинет Министров РА и Управление бездействуют в вопросах принятия мер по учету особо охраняемых природных территорий и не осуществляют должный государственный контроль в области организации и функционирования этих территорий.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав доводы прокурора и участников сторон, суд считает возможным удовлетворить требования Прокурора РА частично по следующим основаниям.

Согласно ст.325 ч.1 АПК РФ если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью и принят новый судебный акт о полном отказе в иске, то стороны по делу приводятся в первоначальное положение.

Из материалов дела следует, что решение Арбитражного суда РА от 6.08.2001г. отменено (постановление кассационной инстанции от 3.12.2001г.) и в иске отказано. Во исполнение отмененного решения было принято постановление Кабинета Министров РА от 13.08.2001г. #271, которое, следуя постановлению кассационной инстанции, является незаконным и подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст.198 ч.2 АПК РФ прокурор наделен правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) государственных органов, иных органов, если полагает, что указанные действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательное условие, предъявляемое прокурором иска должно быть нарушение прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Данные требования нашли свое отражение в ст.52 АПК РФ, регламентирующей участие в деле прокурора.

В предъявленном прокурором РА иске речь идет о земельных правоотношениях, относящихся к деятельности заповедника и регулируемые ст.ст. 94-95 Земельного Кодекса РФ.

Прокурором не представлено доказательств того, что бездействиями Кабинета Министров РА нарушаются права и законные интересы заповедника или иных организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст.65 ч.1 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, требования прокурора РА в части признания незаконными бездействия Кабинета Министров РА и Управления не нашли своего подтверждения и поэтому в этой части иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-171, 201 АПК РФ суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Признать недействительным Постановление Кабинета Министров РА #271 от 13.08.2001 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области и Правительства РА". В остальной части иска отказать.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

 

Первый заместитель председателя

А.И.Муллин

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования