МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

“С ЛЕГКОЙ РУКИ” (Новороссийск)

<14 июля 2000>

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

 

Татьяна КРОЛИКОВА

 

Расстояние от нефтяного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озерейке до Геленджика еще меньше, чем до Анапы. К этому опасному соседству добавляются уже существующая нефтегавань Шесхарис и перспектива расширения Новорсссийского порта за счет земель города-курорта Геленджика.

Здесь намечена переработка навалочных грузов (угля, руды), жидких химических грузов, включая расплавленную серу, нефтепродуктов и так далее. И это вдобавок к тому, что уже "дарят" геленджикским курортам современный грузовой порт, нефтегавань Шесхарис и внешний рейд Новороссийского порта, протянувшийся до самого центра Геленджика.

Хотелось надеяться, что хотя бы с юга геленджикским курортам ничто не угрожает. Ан нет! Геленджик, имеющий протяженность вдоль побережья более ста километров (от мыса Пенай до бухты Инал), с юга блокируется другим, не менее опасным транспортным сооружением - газопроводом Россия - Турция. Этот объект, получивший  лирическое название "Голубой поток", предусматривает  прокладку по дну Черного моря трубопровода общей протяженностью 396 километров. Сегодня этот объект преподносится нашими политиками как важнейший этап выхода нашей страны из экономического кризиса. При этом не принимается в расчет, что акватория Черного моря: с ее особо опасной природной средой (сероводород заражение, сейсмичность, другие современные геологические процессы и многое другое) - не самое подходящее место для такого сложного инженерного сооружения, не имеющего аналогов в мировой практике. Опаснейший эксперимент!

О том, чем это грозит не только соседним геленджикским и туапсинским курортам, но и всему Черноморскому бассейну, свидетельствуют мнения многих ученых, предвидящих вероятную экологическую катастрофу. Их соображения представлены в виде справки в адрес Законодательного собрания края и в комитет по охране окружающей среды.

В этой самой "окружающей среде" мы живем и работаем,  здесь оздоровляются миллионы людей. Поэтому просто необходимо проведение независимой международной экспертизы по морскому участку проектируемого газопровода Россия - Турция, проходящего, по международным водам, а также изменения трассы сухопутного участка, пересекающего особо охраняемые природные территории Черноморского побережья, как этого требует заключение федеральной экологической госэкспертизы по "Голубому потоку". Вывод ясен - геленджикская группа курортов блокирована и с севера, и с юга.

Остается сказать еще о Туапсинском курортном райо­не, большая часть которого находится между бухтой Инал и мысом Кадош. Он также блокирован с севера упомяну­тым "Голубым потоком", а с юга - новым портом Агой - Кадош, который планируется построить в ближайшее время. Развитие Туапсинского транспортного узла - отдельная тема. Есть разные варианты, которые помогут улучшить градостроительную и экологическую ситуацию в Туапсе, и при  этом сохранить уникальный природный ландшафт и зону отдыха на мысе Кадош.

Что же получается? Блокировав и уничтожив курорт­ную ценность Анапы и Геленджика, поставив под угрозу туапсинские здравницы, Россия фактически теряет все свои черноморские курорты. И даже элитный Сочи, кото­рому пророчат блестящую перспективу "центра между­народного морского туризма", не минует общей траги­ческой участи. Ведь Черное море и его побережье - кро­шечный участок от Тамани до Адлера - одно у России.

Какие же напрашиваются выводы?

Нельзя приносить этот уникальный природный регион РФ в жертву ведомственным амбициям и интересам, даже если они и сулят сиюминутные доходы нашему бед­ному государству. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ДО­РОЖЕ! Поэтому, чтобы как-то совместить, казалось бы. Несовместимое - курорты и порты на этом уникальном побережье. - СЛЕДУЕТ:

-  обеспечить действенную охрану режима и границ осо­бо охраняемых природных территорий (ООПТ). Не раз­мещать на побережье новые транспортные сооруже­ния, в том числе грузовые порты и трубопроводы в границах ООПТ

-  сохранить "Тамань заповедную", Черноморское побережье Таманского полуострова, как единственный резерв развития наших южных курортов и особо ценного виноградарства

-  упорядочить рекреационное использование приморских горных лесов, создав Горно-Черноморский национальный парк

-  исключить размещение новых грузовых портов на Черноморском побережье, ограничившись реконструкцией существующих портов в Новороссийске и Туапсе

-  провести независимую международную экспертизу морского участка газопровода Россия - Турция.

Ученые выразили надежду, что Государственная Дума и Правительство РФ  учтут мнения и рекомендации парламентских слушаний в октябре 1998 года “О состоянии природно-лечебных факторов окружающей природной среды курортов Краснодарского края их сохранении и защите в связи с проектами развития портов России.

Возникает логичный вопрос: а как же должна Россия экспортировать это экологически опасное сырье: нефть, газ и т.п. Для ответа взгляните на карты России и стран СНГ, со всех сторон окруженных морями. Специа­листы найдут иные, более грамотные решения, позволя­ющие сохранить для России уникальный природный ком­плекс Черноморского побережья.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования