"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

15 июня 2006

 

НАСТУПЛЕНИЕ НЕФТИ НА ПРИАЗОВСКИЕ ПЛАВНИ

 

Разработка Чумаковского месторождения ведется

на территории водно-болотных угодий международного значения

 

В начале июля 2006 года информационные агентства широко разнесли весть о том, что пробуренная ОАО "Роснефть-Краснодарнефтегаз" в Темрюкском районе Краснодарского края скважина "Чумаковская-2" дала нефть. Этим событием продолжилось "триумфальное" шествие этой компании по южной части Приазовских плавней. В конце 2005 года здесь с широкой помпой пуском скважины "Чумаковская-1" была начата эксплуатация Чумаковского месторождения Славянско-Темрюкской нефтегазоносной зоны.

При этом за восторгами по поводу больших объемов нефти и доходов, которые получат нефтяники от эксплуатации Чумаковского месторождения, никто как-то не заметил одного обстоятельства – что разведка и добыча нефти осуществляются "Роснефть-Краснодарнефтегазом" на особо охраняемой природной территории международного ранга, защищенной Рамсарской конвенцией. Здесь расположено водно-болотное угодье международного значения "Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока". Вместе с угодьем "Ахтаро-Гривенская система лиманов" оно составляет единую природную систему водно-болотных угодий "Дельта Кубани".

Нефтяные достижения полностью затмили тот колоссальный ущерб, который несет природе нефтедобыча в этих местах. Эти первые скважины - только начало нефтяной экспансии в южную часть Приазовских плавней, ранее сильно пострадавших и сократившихся в результате освоения под рисоводство. Скоро эта часть Приазовских плавней плотно покроется вышками, факелами, дорогами, трубопроводам и прочей инфраструктурой нефтедобычи. Экосистемы плавней будут преобразованы, и эти места станут мало пригодны для обитания птиц, рыбы, прочих представителей животного мира.

И при этом никто просто не желает замечать экологической ущербности нефтедобычи на этой уникальной природной территории. В многочисленных публикациях на эту тему никто не коснулся экологических проблем, которые порождает нефтедобыча.

К сожалению, водно-болотное угодье "Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока" не имеет ясно установленного режима охраны, который смог бы надежно обеспечить его сохранение. В "Положении о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протока" нет ясного запрета на осуществление здесь нефтедобычи. В ее отношении уклончиво сказано, что "разведка и разработка всех видов полезных ископаемых относится к видам хозяйственной деятельности с потенциально возможным негативным воздействием на водно-болотные угодья международного значения".

Вместе с тем, в этом Положении сказано:

"В границах водно-болотных угодий международного значения хозяйственная деятельность осуществляется в масштабах, не влекущих к коренным изменениям экологической обстановки, среды обитания, условий размножения, линьки, зимовок и остановок на пролетах водоплавающих птиц и их гибели". Не вызывает сомнения, что разведка и добычи нефти на Чумаковском месторождении ведет к коренному изменению экологической обстановки и среды обитания водоплавающих птиц. Однако это нарушение данного Положения никто не желает замечать. Главное – нефть, а что станется с природой в результате ее добычи мало кого волнует.

Компания "Роснефть", дочерним предприятием которой является "Роснефть-Краснодарнефтегаз", весной этого года утвердила Политику компании в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды. Это очень важный шаг в процессе экологизации деятельности этой компании. Но почему-то в этой политике ничего не сказано об отношении "Роснефти" к особо охраняемым природным территориях и сохранению биологического разнообразия. И, как показывает ситуация с освоением Чумаковского месторождения, эти вопросы, к сожалению, действительно не очень беспокоят эту компанию.

Когда в 1994 году на территории Краснодарского края в Приазовских плавнях были организованы два водно-болотных угодья международного значения, планировалось, что в дальнейшем на их территории будет создан новый государственный заповедник "Садки". Но этим благим планам так и не дано было осуществиться. Романтические времена перестройки и первых послеперестроечных лет миновали, а с ними канули в лету природоохранные ориентиры российской власти. Сейчас как никогда ясно, что только заповедник может сохранить экосистемы Приазовских плавней, стремительно деградирующие под натиском добывающей деятельности Газпрома и Роснефти.

К сожалению, при том, что ситуация является предельно критичной, проблеме сохранения Приазовских плавней уделяется крайне недостаточно внимания. Никаких реальных мер не предпринимается со стороны государственных природоохранных органов, которые раз за разом вместо того, чтобы остановить нефтегазовую экспансию, согласовывают уничтожение все новых участков плавней, осваиваемых газовиками и нефтяниками. Нет должного внимания к этой проблеме и со стороны международных и российских природоохранных неправительственных организаций. Если такое положение дел не изменится, через десяток лет нарастающая экспансия нефтегазодобычи может добраться до последних естественных участков водно-болотных угодий. Здесь уже просто нечего будет спасать, как это случилось с той частью плавней, которые были преобразованы в рисовые чеки, а также там, где компания "Газпром" уже успела уничтожить естественные природные экосистемы.

Уникальная в мировом масштабе природная экосистема Приазовских плавней постепенно гибнет. В этой ситуации необходимо предпринимать действенные меры по ее спасению. В том числе, необходимо чтобы вновь в повестку государственных планов вошло создание здесь государственного природного заповедника.

 

Андрей РУДОМАХА

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования