ПОСЛЕДНЕЕ СЛЕДСТВИЕ

"ЭКСПЕРТ"

<13 июня 2006>

 http://www.ckz.ru/analytics/analytics_484.html?showall=1&hideExtra=1

 

ПОСЛЕДНЕЕ СЛЕДСТВИЕ

 

Иван РУБАНОВ,

Влас РЯЗАНОВ

 

Крупнейший независимый производитель аммиака в стране "ТольяттиАзот", похоже, скоро поменяет собственников. В роли новых владельцев мы, скорее всего, увидим либо структуры "Газпрома", либо Виктора Вексельберга

В последние дни мая Генпрокуратура вынесла постановление о привлечении к уголовной ответственности президента "ТольяттиАзота" Владимира Махлая (единственного известного собственника этого предприятия) и управляющего заводом Александра Макарова.

"ТольяттиАзот" - исключительно привлекательный и прибыльный актив. Огромный химкомбинат перерабатывает дешевый природный газ в важнейший химический полупродукт - аммиак, который затем поставляется на экспорт по мировым ценам. При этом "ТольяттиАзот" не входит ни в какие холдинги и контролирует российскую часть единственного в стране аммиакопровода "Тольятти-Одесса", позволяющего с минимальными издержками транспортировать продукцию в экспортный порт.

Еще в 1999 году с помощью УВД Самарской области государство пыталось оспорить приватизацию аммиакопровода. В 2001-м "ТольяттиАзот" обвинили в нарушении антимонопольного законодательства из-за отказа в доступе к контролируемому им аммиакопроводу. Через два года компании были предъявлены претензии экологических служб из-за планов строительства аммиачного терминала в Краснодарском крае. Но по-настоящему жарко вокруг предприятия стало с конца 2005-го. Следственный комитет при МВД обвинил "ТольяттиАзот" в уклонении от уплаты налогов на сумму 10 млн долларов. В октябре 2005 года Махлай и Макаров были обвинены в легализации доходов, добытых преступным путем, затем объявлены в международный розыск.

Руководство "ТольяттиАзота", пользующееся, по слухам, поддержкой у местной власти, начало активно обороняться. В защиту нынешнего менеджмента предприятия выступили губернатор Самарской области Константин Титов, депутат Госдумы Валерий Драганов. Видимо, не без содействия менеджмента "ТольяттиАзота" и его союзников в центре внимания властей и общественности оказалась тема рейдерства, в частности, с критикой рейдеров выступил глава МЭРТ РФ Герман Греф.

Но, скорее всего, "ТольяттиАзоту" эта дружная помощь чиновников не поможет. И причина не только в том, что дело дошло до ордера на арест влиятельного бизнесмена. Показательно, что судебную активность инициировала просьба депутата Госдумы РФ Михаила Бугеры к прокуратуре о проведении проверки деятельности "ТольяттиАзота". Того самого Бугеры, который в 2003 году с помощью аналогичного запроса в отношении НК ЮКОС дал старт самому известному в стране судебному разбирательству.

Кому же может достаться крупнейший отечественный аммиачный комбинат?

Все отраслевые специалисты, с которыми нам удалось поговорить, в качестве основного претендента на "ТольяттиАзот" называют Виктора Вексельберга. Действительно, в прошлом году миноритарный пакет акций завода (около 10%) был приобретен аффилированной с "Реновой" Sinttech Group (правда, в самой "Ренове" свой стратегический интерес к предприятию отрицают и заявляют, что купили акции с целью получения дивидендов). По данным СМИ, глава Sinttech Group, Николай Левицкий, работая в МХК "Еврохим", уже занимался агрессивной скупкой активов.

Вексельберг давно проявляет интерес к химическому бизнесу и говорит о планах развития новых производств, включая выпуск удобрений. Контролируемой им "Ренове" принадлежит "Саянскхимпласт", Sinttech Group владеет миноритарным пакетом акций волгоградского "Химпрома" и контролирует Новочеркасский завод синтетических продуктов. Объединение этих с виду разнородных предприятий с "ТольяттиАзотом" может усилить позиции "Реновы" на рынке метанола, а также создать основу для вертикально интегрированной структуры на базе оргсинтеза и выпуска карбамидно-формальдегидных смол.

Вторым возможным претендентом на "ТольяттиАзот" считается "Газпром", который уже пытался войти в бизнес по производству азотных предприятий и вел борьбу за возврат контроля над некоторыми предприятиями отрасли. Поскольку "ТольяттиАзот" перерабатывает огромное (около 3,5 млрд кубометров в год) количество природного газа, который получает по низким регулируемым ценам, его включение в империю "Газпрома" вполне соответствует стратегии монополиста по экспансии в смежные сегменты бизнеса с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, поглощение "ТольяттиАзота" поможет "Газпрому" укрепить позиции в производстве метанола, где он станет крупнейшим игроком. Мировой рынок этого химсырья динамично развивается, а в будущем метанол и продукты его переработки могут стать еще более востребованными как моторное топливо. К тому же "Газпром" вместе с контролируемым им "Сибуром" потребляет около 40% российского метанола, что сулит дополнительную производственную синергию.

Впрочем, газового монополиста и структуры Вексельберга вряд ли стоит рассматривать как соперников в борьбе за привлекательный актив. Вполне возможно, что, установив контроль над комбинатом, "Ренова" использует его в качестве разменной монеты в своих отношения с "Газпромом", которые пересекаются на многих направлениях. Например, ТНК-BP, совладельцем и "ответственным" за газовое направление которой является г-н Вексельберг, уже давно, но безуспешно пытается договориться с газовым монополистом об экспортных поставках газа с Ковыкты.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования