ВОЛНЕНИЕ НА СУШЕ

"НОВАЯ ГАЗЕТА"

<29 ноября 2007>

http://www.novayagazeta.ru/data/2007/91/25.html

 

ВОЛНЕНИЕ НА СУШЕ

 

Янина ВАСЬКОВСКАЯ

 

Девять штормовых предупреждений посылали российским судам украинские диспетчеры. Но моряки остались в море, чтобы не платить за стоянку в порту и контрабанду?

После катастрофы в Керченском проливе министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский сказал, что российские моряки, в отличие от украинских, проигнорировали девять штормовых предупреждений керченского порта. Он также предположил, что капитаны российских судов попросту не хотели оплачивать стоянку в Керчи и поэтому остались в море. А депутат Верховной рады, бывший министр по чрезвычайным ситуациям в кабинете Тимошенко Давид Жвания публично заявил, что пострадавшие российские суда не зашли в порты, потому что везли контрабандный груз (см. "Новую" № 88).

Наш корреспондент обратился к авторам громких заявлений за комментарием.

Николай Рудьковский: Капитан керченского порта вывел из зоны бедствия полсотни судов

 

- Можете назвать причины столь масштабной катастрофы?

 

- В основном пострадали суда класса река-море. Они вообще не должны были там находиться, потому что традиционно навигация для таких судов закрывается 1 ноября, то есть до начала штормов, которые всегда начинаются в это время года. Мы навигацию на Днепре уже закрыли. То есть эти суда нельзя было выпускать даже в Азов, не говоря уже о Черном море.

- Кто принимает решения о закрытии навигации?

 

- Эти решения принимает морская администрация каждого государства. Я понимаю, конечно, что если им разрешили загрузиться и они спускаются вниз по реке, то куда ты их денешь, загруженных. Им надо дать возможность разгрузиться.

 

- Ряд политиков заявляют, что разгрузка осуществлялась прямо на море, и это было формой контрабанды. Вы же никак не комментируете эти заявления.

 

- С контрабандой должны бороться таможенники, пограничники, МВД и другие соответствующие службы обоих государств. Наша задача - обеспечивать безопасность движения судов.

 

- Ранее вы неоднократно заявляли, что кораблекрушений можно было избежать, если бы российские капитаны прислушались к рекомендациям диспетчеров керченского порта. Какие давались рекомендации?

 

- Еще 9 ноября из керченского порта поступило штормовое предупреждение. Морским судам было рекомендовано выйти в море, а судам река-море - зайти в Азов и укрыться за мысом, где волна ниже. Часть судов выполнила эти рекомендации, часть нет. Наверняка после консультаций со своими собственниками.

 

- А почему собственники пренебрегли рекомендациями профессионалов?

 

- Они понимали, что если уведут суда из Черного моря обратно в Азов, то их компании понесут убытки. Придется оплачивать фрахт, горючие материалы, задержку с выгрузкой. Решили сэкономить.

 

- Почему терпящие бедствие суда не подавали сигнал SOS: боялись, что украинская сторона выставит счет за спасение?

 

- Я не знаю, почему они не подавали SOS. Мы их спасли, и это была бесплатная операция. Наши спасательные суда и портовые буксиры из Керчи и Феодосии сразу же вышли в море, чтобы спасать людей. Спасателей нужно представлять к государственным наградам за самоотверженность. Там же пять метров вверх-вниз болтало. Буксиры телепало по морю гораздо сильнее, чем российские суда, потому что сухогрузы сами по себе больше. Хорошо, что для наших капитанов это все благополучно закончилось.

 

- Правда, что капитан керченского порта чуть ли не силой выводил суда из зоны шторма?

 

- Там ситуация так развивалась: скорость ветра – 15 метров в секунду, потом - 25, потом - 30-35. Для человека опытного было понятно, что необходимо немедленно принимать решение. Капитан керченского порта выстроил 51 судно в колонну и провел ее за несколько часов по Керченско-Еникальскому каналу в Азов, потому что стало ясно: половина из них не переживет шторм.

Формально суда находились в территориальных водах РФ (граница в Керченском проливе еще не определена), то есть в зоне ответственности диспетчерской порта "Кавказ". После того, как разломился первый танкер, поступила информация нашему дельта-лоцману о том, что руководство спасением судов возлагается теперь на капитана порта "Кавказ".

 

- Вы считаете, что эта акватория должна быть зоной ответственности керченского порта?

 

- В Керчи у нас уже создана система, которая дает возможность в реальном режиме времени с использованием радаров и спутниковой системы отследить все суда по Черному морю, по проливу и по Азову. И я убедил Игоря Евгеньевича (Левитина, министра транспорта РФ. – Я.В.), чтобы он посмотрел, как это в Керчи работает. Поэтому было абсолютно правильное решение Российской Федерации возложить на украинскую диспетчерскую службу регулирование в этой зоне.

 

- Вы имеете в виду Вре­менное положение о порядке прохождения судов в Керченском проливе, подписанное российской и украинской морскими администрациями 17 ноября?

 

- Да, теперь вся эта территория будет зоной ответственности Керченского диспетчерского пункта. Мы не запрещаем или разрешаем проход, мы организовываем проход через канал, чтобы не было столкновений.

Если бы это было сделано раньше, то команды по предупреждению шторма и рекомендации керченских диспетчеров были бы обязательными.

 

Давид Жвания: Перевалка контрабанды происходит постоянно и не первый год

 

- Вы утверждаете, что в том секторе, где потерпело крушение большинство судов, прямо в море перегружались с российских судов на украинские контрабандные грузы. Была ли реакция на ваше заявление о контрабанде?

 

- Было совещание у президента с таможней. Думаю, правоохранительные органы, и в первую очередь прокуратура Крыма, рассмотрят этот вопрос, чтобы определиться, кто был основной "крышей" этого нелегального потока. Через Керчь шел ведь еще и наркотрафик, причем один из самых серьезных. Это единственная граница, где есть сговор с двух сторон: российской и украинской. Поэтому я думаю, что это задача не только Украины, но и России.

Перевалка контрабанды происходит постоянно и не первый год. Объем то сокращался, то наращивался. Сейчас был пик - 11 кораблей, не приписанных ни к одному порту! Такого количества еще не было. Они нигде в регистре не проходят. Они и не могли зайти ни в один порт, когда получили штормовое предупреждение.

 

- Пираты Черного моря?

 

- Да. Они должны были вернуться в реку и попытаться где-то там к берегу пришвартоваться. Но не успели.

 

- Я беседовала с министром Рудьковским, он говорил о разгрузке в море как о чем-то обычном.

 

- Чиновники считают это бизнесом. Может, даже хотели бы его легитимизировать.

 

Справка "Новой"

 

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев поручил Росприроднадзору обратиться в суды Самарской, Московской, Ульяновской и Ростовской областей с исками к компаниям-судовладельцам о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в результате аварии в Керченском проливе.

По подсчетам Росприроднадзора, сумма ущерба в результате попадания в море более 3 тыс. тонн мазута, от разлива запасов топлива с судов (в общей сложности в акваторию вытекло более 45 тонн ГСМ) и в результате попадания с сухогрузов в море более 6,5 тыс. тонн гранулированной серы составила около 6,5 млрд рублей.

(По информации пресс-службы МПР России)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования