«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»
26 мая 2016
 
В АУКЦИОНЕ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ «РЫБОВОДНЫМ УЧАСТКОМ»
У ДАЧИ МИНИСТРА ТКАЧЁВА «СОРЕВНОВАЛИСЬ» ФИРМЫ,
СВЯЗАННЫЕ С САМИМ ЖЕ ТКАЧЁВЫМ
 
Росрыболовство опубликовало протокол аукциона
на право пользования рыбоводными участками в акватории Чёрного моря
у побережья Краснодарского края
 
Как выяснила Экологическая Вахта по Северному Кавказу, в конце апреля этого года Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) провело аукционы на право использования на срок 25 лет участков морской акватории, где в конце прошлого года установили некие «рыбоводные участки», два из которых якобы совершенно случайно оказалась напротив т.н. «дворца Путина» на мысе Идокопас и домовладения министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачёва в селе Бжид Туапсинского района. Все выставленные на аукцион участки, напомним, были сформированы Росрыболовством по предложениям различных коммерческих организаций.
На прошлой неделе ЭкоВахта предположила, что «рыбоводный участок» у дачи министра Ткачёва, который был сформирован Росрыболовством по предложению ЗАО «Агрокомплекс» и окажется в пользовании либо у самого же «Агрокомплекса» (семейного предприятия Ткачева), либо уйдет другой аффилированной с этим официальным лицом структуре.
Как следует из размещённого на сайте Росрыболовства протокола аукциона, в розыгрыше лота №8 - права на использование участка площадью 54,5 га в районе Голубой бухты, участвовали всего две организации: ЗАО «Агрокомплекс» и ООО «Отдых».
Фирма «Отдых» - это та самая организация, которая обеспечивает прикрытие дачи Ткач»ва с берега: она арендует за символическую плату пляж напротив VIP-объекта, огороженный заборами и недоступный для свободного посещения. Как мы уже сообщали, учредителями этой фирмы-«прокладки» являются родственники Ткачёва, некие Кривнева Елена Владимировна и Стороженко Сергей Иванович (известно, что девичья фамилия супруги Александра Ткачева - Стороженко). Кроме того, в настоящее время у фирмы имеется и третий учредитель - некая Ничвидюк Людмила Ивановна, которая также значится как директор ООО «Отдых».
Начальная цена за участок морской акватории, за которую сражались обе «независимые» от министра Ткачёва фирмы, составила всего... 27155 рублей и девять копеек. Шаг аукциона составил чуть более 1300 рублей. По какой в итоге стоимости был отдан в пользование кусок моря у дачи Ткачёва, не известно. Не известно также и название «победившей» организации: приложение к протоколу аукциона, где должны быть указаны победители, на сайте Росрыболовства (входящего, кстати, в структуру Минсельхоза РФ) отсутствует.
Зато из опубликованных рыбным ведомством документов можно узнать, каким именно «рыборазведением» будут заниматься возле дачи министра Ткачёва: здесь будут разводить средиземноморских мидий, тихоокеанских устриц, пиленгаса, а также осетровых - белугу и русского осетра (собственно, точно такой же набор разрешенных к разведению видов указан и для других черноморских «рыбоводных участков»). Для установки производственной инфраструктуры разрешено задействовать около 10 га морской акватории.
Интереснее, впрочем, другое - установленный для «ткачёвского» рыбоводного участка норматив производства. Минимальный обязательный объём изъятия из разводочных садков рыбы и моллюсков составляет... чуть больше одной (!) тонны в год, а норматив ежегодного выращивания морских организмов и того меньше: в первые полтора года он вообще не действует, затем в течение трех лет можно выращивать лишь половину от обязательного объём изъятия (то есть всего около 500 кг рыбы и моллюсков), а после этого вплоть до конце срока действия аренды - 75 процентов от этого же показателя.
Эти объёмы смехотворно малы даже для маленького прудового хозяйства, не говоря уже о том, что не идут ни в какое сравнение с любым аквакультурным хозяйством в США, Европе или Китае, где в промышленных масштабах разводят устриц, мидий, креветок и другие промысловые виды. Как мы и предполагали, в истории с «рыбоводными участками» на Чёрном море речь не идет ни о каком рентабельном бизнесе: стоит лишь задача раздать «нужные» куски моря «нужным» коммерческим структурам.
Другой любопытный момент заключается в том, что деятельность на «рыбоводных участках» будет практически полностью выведена из какого-либо государственного контроля и надзора: фирмы, использующие морскую акваторию для «разведения объектов аквакультуры», будут всего лишь обязаны отправлять раз в полгода в Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства выписку из производственного журнала. Никаких натурных проверок т.н. «рыбоводческих хозяйств» договорные условия не предусматривают.
Впрочем, даже если где-то действительно развернут производственную деятельность, то неизбежно встанут экологические вопросы. Например, не понятно, зачем в Чёрном море разводить тихоокеанскую устрицу (где они никогда не обитали) и создавать условия для проникновения этого моллюска в естественную среду. В Чёрном море обитает европейская устрица, колонии которой сильно пострадали в 50--80-е годы прошлого века от хищного моллюска рапаны - тоже тихоокеанского вселенца.
Другой опасный момент заключается в том, что по условиям договора пользователи морскими участками смогут «изымать хищные и малоценные виды водных биоресурсов, перечень которых утвержден в установленном порядке», что чревато расцветом «узаконенного» браконьерства, когда под видом «хищных и малоценных видов» будут выцеживать из воды всё подряд (во что иной раз у берегов Краснодарского края выливается «вылов сорной рыбы», хорошо видно на примере деятельности скандально известного Бейсугского нересто-вырастного хозяйства).
«Перспектива полной бесконтрольности «аквакультуристов» не может не беспокоить. Следить за тем, как и что они там будут разводить и какой ценой для морской акватории, будет практически невозможно, учитывая нахождение ферм в отрытом море. Радует лишь то, что в любом случае все эти хозяйства будут обязаны проходить экологическую экспертизу, как положено для любой производственной деятельности на море, и «ткачевские» устрицы не станут исключением», - прокомментировал документы, обнародованные Росрыболовством, заместитель координатора ЭкоВахты Дмитрий Шевченко.
Напомним, что о «рыбоводном» буме на Черном море стало известно в середине мая благодаря информационному агентству РБК, которое опубликовало материал о том, что в акватории Чёрного моря, в районе мыса Идокопас - как раз напротив неофициальной резиденции президента России Владимира Путина - собираются разводить устриц и осетровых. По итогам конкурса, проведённого Росрыболовством, два участка общей площадью около 966 га получило в пользование ООО «Южная цитадель», гендиректором и единственным владельцем которой является Алексей Василюк, который также являлся гендиректором зарегистрированного в Москве ООО «УК «Инвестстрой», которое, в свою очередь, до 29 октября 2015 года было управляющей компанией ООО «Комплекс» - номинального владельца «дворца Путина».
Схема с организацией «рыбоводного участка» напротив дачи министра сельского хозяйства Ткачёва была реализована точно по такой же схеме - с использованием аффилированных структур. Территория вокруг дачи Ткачёва представляет собою «матрешку» из земельных участков различных категорий и принадлежности. Земельный участок, принадлежащий непосредственно Ткачёву (самая маленькая «матрешка»), окружен земельными участками, записанными на его родственников, а также пляжем, который находится в аренде у ООО «Отдых». А участок государственного лесного фонда, который незаконно огорожен капитальным забором, за «порчу» которого были осуждены экологи Сурен Газарян и Евгений Витишко, находится в аренде у ЗАО «Агрокомплекс».
 
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
 
Подробности: (918)2112544, Дмитрий Шевченко
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования