БОЛЬШОЙ УТРИШ ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ

"КУБАНСКИЕ НОВОСТИ"

<17 сентября 2004>

 

БОЛЬШОЙ УТРИШ ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ

 

Нелли КОВИНА

 

Большой Утриш - означает "большая осыпь". Кто единожды побывал в этом заповедном уголке неподалеку от Анапы, влюбляется в него навсегда. Почти десять лет покой Большого Утриша ревностно охраняют реестровые казаки Кубанского казачьего войска.

Места здесь действительно уникальные. В телесериале "Спецназ", фрагменты которого снимались в Большом Утрише, этот заповедный участок суши и моря фигурировал под названием "Ливиа". В кадр попали живописнейший вид, открывающийся со смотровой площадки на дороге, и даже старый, построенный в конце ХIХ века, маяк. Спускающиеся к морю, словно на водопой, горы затянуты темно-зеленым крепом лесов. Склоны Большого Утриша поросли можжевельником. В том числе и семью его реликтовыми разновидностями. Произрастает здесь и реликтовая фисташка туполистная.

Реликтовые виды растений, - те, которые несут в себе следы прежних эпох. Можжевельниковые рощи Большого Утриша сравнительно молоды - им не более четырех веков. Сумеют ли реликтовые деревца, прошедшие сквозь миллионы лет и облюбовавшие четыре столетия назад склоны Большого Утриша, пережить нашествие человека - большой вопрос.

На охрану реликтовых лесов заказника "Большой Утриш" казаки пришли девять лет назад. Именно в связи с нависшей над ними угрозой. Пригласил их бывший директор заказника МУП "Большой Утриш" Станислав Ермолаев. Заказник - территория ограниченного посещения. Въезд в него контролируется шлагбаумом. Ранее на шлагбауме стояли сотрудники местного МУПа. Но потом они перестали справляться. Время было неспокойное. Случалось, что "общение с природой" выехавших на пикник авторитетов заканчивалось автоматными очередями.

В 1996 году МУП "Большой Утриш" прекратил свое существование. В мае 1997 года постановлением главы администрации города-курорта Анапа обязанность  выполнять режим заказника поручено супсехскому хуторскому казачьему обществу. Выполняют казаки его и по сей день. Под какими только личинами не приходилось им прятаться, защищая Большой Утриш! Было время, когда охранять заказник поручили анапскому лесничеству. Пришлось казакам сменить камуфляж на форму лесников. Три последних года они стоят на посту без "комуфляжа" ни от кого не прячась. Летом смотрят за порядком и контролируют въезд на территорию. Зимой вместе с ОБЭП следят за сохранением биоресурсов - пресекают незаконный вывоз рыбы.

Стражу несут 17 человек во главе с атаманом супсехского хуторского казачьего общества есаулом Андреем Сухоцким. Для последнего служение лесу стало профессией. Андрей Петрович учится в Воронежской лесотехнической академии, получает специальность "техник леса". Болеет душой за каждое деревце. Особенно расстраивает его, когда туристы завязывают ленточки на можжевеловых деревьях. Узелки пережимают кору можжевельника, хрупкую по своей структуре. Невинный "узелок на память" через три года может стать причиной гибели растения.

Человек - это звучит гордо, но выглядит, порой, отвратительно. В этой простой истине, к сожалению, тоже убеждаешься, приезжая на Большой Утриш. "Эх, хорошо-то как!" - говорит среднестатистический турист, глядя на открывающийся перед ним пейзаж. И бросает пивную банку мимо урны в кусты. Порой из-за вылетающего из окон автотранспорта мусора на КПП были вынуждены останавливать экскурсионные автобусы. И местные жители далеко не всегда блюдут чистоту. На территории заказника расположен бывший рыбколхоз (теперь ООО "Дружба") НБМЦ "Большой Утриш" и поселок. Когда после зимы казаки чистят лес, им приходится убирать горы "нетуристического" мусора: сломанные телевизоры и холодильники, использованные автопокрышки. На горе, рядом с водопадом, стоит бетонный бункер. Чтобы местные жители не превращали его в свалку, бункер пришлось доверху заполнить морской галькой.

Многих приезжающих в Большой Утриш возмущает тот факт, что въезд в заказник платный. Правозащитники (которых в курортный сезон обнаруживается масса) расценивают это едва ли не как ограничение свободы личности на перемещение. По большому счету они, быть может, и правы. Но на какие средства будет содержаться заказник, если из бюджета ему не выделяется ни копейки? Только один час аренды катера для сбора мусора (в Утрише есть места, к которым с суши не подступиться) обходится в тысячу рублей. Несмотря на то, что содержание отрезка трассы и смотровых площадок закреплено за дорожными службами, последние выполнять свои обязанности не спешат. О том, что формально трасса принадлежит им, вспоминают лишь тогда, когда пытаются проехать бесплатно.

Желающих приобщиться к ценностям Утриша по удостоверению более чем достаточно. И если бы на КПП стояли не казаки, а представители других служб, шлагбаум бы некогда было опускать.

А сколько наездов приходилось терпеть казакам из-за своей принципиальности!

- Однажды в пятницу утром мне звонят из администрации города. На планерке главе города на нас пожаловался прокурор. Мол, он накануне проезжал, а мои люди на посту стояли пьяные. Я поехал на пост, заставил казаков пройти медицинскую экспертизу и результаты ее предъявил главе города, - рассказывает Сухоцкий. - В позапрошлом году тоже был случай. Пьяный в дымину помощник представителя Президента в ЮФО полез выяснять отношения. А казачок мой был не промах, прошел Чечню. Он долго разговаривать с ним не стал, мигом уложил его на обе лопатки. После этого случая нам два дня в налоговой инспекции кровь пили!

Казаки в Утрише, наверное, одни из немногих, кто реально контролирует ситуацию в заказнике. Недавно здесь нашли двух сбежавших от родителей девочек, которые были объявлены в розыск. Раньше территорию контролировали пограничники. Теперь во все самые укромные места Большого Утриша заглядывает обходчик.

С обходчиком Владимиром Тараном мы встретились на самом бойком месте - развилке дорог в поселке Большой Утриш. Слева паркуются автобусы с туристами. Справа - дорога на маяк. Впереди - хорошо охраняемая вип-стройка, поправшая своими этажами все постановления о недопустимости строительства на территории государственных заказников. По центру в дешевом курортном угаре раскинулся торговый "шанхай". Роза ветров смешивает густые хвойные ароматы, доносящиеся из можжевеловой рощи, с запахами подгоревшего жира из ближайшей шашлычной. Побеждает шашлык.

- Фу, как шашлыком несет, - недовольно морщусь я.

- Что, не нравится? - Владимир Таран, почувствовав во мне союзника, продолжает:

- Люди забыли, зачем они сюда едут. Шашлык можно и в кафе вдоль трассы поесть. А здесь дышать, дышать надо!

Владимир Таран - личность уникальная. Природу любит до душевной дрожи. Тоже, между прочим, студент Воронежской лесотехнической академии. В день обходчик леса оббегает территорию заказника несколько раз. Ночует в роще, без затей, прямо на земле.

- А как вы узнаете, где что не так?

- А по запаху, - Таран выразительно поводит обгоревшим на солнце носом.

Когда в заказник приезжал полпред Президента в ЮФО Владимир Яковлев, Таран как раз был на дежурстве. Он рассказал полпреду, чем в Утрише занимаются казаки. Яковлев похвалил. Сказал, что правильно занимаются.

- Нельзя, нельзя так с природой поступать. Как с игрушкой. Хрупко все. Сломаешь - не склеится... Надо бить в колокола о том, что с природой происходит. Ради детей.

А с природой действительно "происходит". После шторма море вместе с тиной выбрасывает на берег пластиковые бутылки. Время от времени на пляж со стороны нефтяных терминалов волны выносят сгустки мазута.

Не красят место и следы человеческой деятельности. В пик сезона в день сюда приезжают несколько тысяч туристов. Реально же заказник единовременно может принять не более 30 легковых машин, по числу мест на автостоянке. Количество посетителей резко возросло после того, как в НБМЦ "Большой Утриш" открылся дельфинарий.

- Ой, родненькая, я только и делаю, что ворота машинам открываю, - вздыхает тетя Шура Бакалова, сторож. - Не знаю даже, хорошо или плохо, что поселок посещает много туристов. Для жителей, наверное, хорошо. Для места - плохо.

Для людей, кстати, большое их скопление тоже небезопасно. Почти каждое лето в заказнике возникает пожароопасная ситуация. К сожалению, случаются и пожары. В 1996-м в голубой лощине одним махом выгорело несколько гектаров леса. Если заполыхает огонь, спастись от него всем туристам не удастся. Пропускная способность единственной в Большом Утрише дороги невелика.

Заказник "Большой Утриш" - это 2582 гектара суши и 2530 гектаров моря. Превратить заповедные места в пустыню (по крайней мере, сухопутную часть) просто. Достаточно пустить все на самотек. Разводить в реликтовой роще костры. Парковать машины в неположенном месте. Строить гостиницы, ровняя с землей заповедный ландшафт.

Маленький Большой Утриш - островок нетронутой природы - отчаянно сопротивляется натиску курорта. У курорта и заказника - разные цели. Курорт обязан приносить прибыль. Заказник на то и называется заказником, чтобы суметь себя сохранить. Государственный ландшафтный флористический и морской заказник "Большой Утриш" взывает о помощи, звоня во все колокола.

Сейчас в ЗСК готовится пакет документов. Казаки хотят придать Большому Утришу официальный статус, просят, чтобы их полномочия были закреплены краевым, а не городским постановлением, добиваются пересмотра режима работы заказника. Лоббировать интересы Большого Утриша будет депутат ЗСК атаман анапского районного казачьего общества полковник Владимир Верстунин.

Так что Большому Утришу остается уповать на милость властей.

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования