«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»
20 июля 2015
 
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НЕКОМУ ТУШИТЬ ПОЖАРЫ
ВНЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
 
Ближайшие 2-3 недели Краснодарский край ожидает сухая и жаркая погода.
Это означает всплеск сельхозпалов, поджогов сухой растительности,
возгораний мусорных свалок - при «законном» бездействии пожарных
 
В Краснодарском крае наступил период массовых поджогов стерни и соломы, остающихся на полях после уборки озимой пшеницы. Именно на окончание уборочной страды, которое обычно бывает во второй половине июля, в Краснодарском крае приходится основная часть пожаров на открытой местности. С полей огонь зачастую перекидывается на лесополосы, берега и поймы водоемов, обочины дорог, околицы населенных пунктов. Преступный способ «утилизации» послеуборочных остатков на полях с помощью огня практикуется во всех районах края, где выращивают зерновые культуры.
Напомним, что в прошлом году по инициативе Экологической Вахты проблема сельхозпалов была вынесена на рассмотрение Общественного экологического совета (ОЭС) при губернаторе Краснодарского края. ОЭС вынес решение №10 от 24 апреля 2014г., признав наличие серьезных проблем с межведомственной координацией в деле выявления и пресечения поджогов на сельхозполях, а также проблему отсутствия в пожарных частях технических средств и обученного персонала для ручной борьбы с огнем на открытой и труднодоступной для транспорта местности. Экосовет рекомендовал федеральным и краевым структурам комплекс мер, начиная с применения геоинформационных и космических технологий для оперативного выявления поджогов до практической помощи сельхозпредприятиям, желающим избавиться от порочной практики.
Присутствовавшие на заседании представители госорганов одобрительно кивали головами.
Однако минувший вслед за весенним решением ОЭС летне-осенний пожароопасный сезон наглядно продемонстрировал, что благие намерения так и не вышли за пределы бумажного листа. В июле как ни в чем не бывало полыхали пшеничные поля, в начале сентября случился беспрецедентный пожар в низовьях реки Бейсуг, когда в результате серии преднамеренных поджогов на угодьях ФГУП «Бейсугское нерестово-вырастное хозяйство» выгорело порядка 19 квадратных километров сухой растительности. В октябре, с установлением сухой погоды, загорелись рисовые чеки: рисоводы воспользовались предоставленной бабьим летом возможностью для того, чтобы одномоментно избавиться от сотен тысяч тонн соломы, оставшейся после обмолачивания риса.
В очередном проваленном властями сезоне по «борьбе» с сельхозпалами самым критичным обстоятельством явилось то, что сама эта «борьба» оказалась чистой воды имитацией, как это наглядно продемонстрировала ситуация с пожаром в низовьях реки Бейсуг. Напомним, что каневские и приморско-ахтарские пожарные подразделения отказались выезжать на тушение крупного тростникового пожара, сославшись на отсутствие «вездеходной техники», а в ГУ МЧС по Краснодарскому краю в это же самое время врали журналистам, что «площадь пожара составила всего 100 кв. метров», тогда как в реальности площадь выгоревшей сухой растительности уже на тот момент составляла 12-13 квадратных километров.
В официальные сводки попала заведомо искаженная информация о масштабах пожара, и похоже, что практика по созданию «правильной» статистики поставлена в краевом управлении МЧС на широкую ногу.
В конце прошлого года Экологическая Вахта, так и не дождавшись вразумительной реакции ГУ МЧС по Краснодарскому краю на направленные в адрес этого ведомства рекомендации Общественного экологического совета, направила собственный запрос с просьбой разъяснить позицию относительно борьбы с поджогами на сельхозугодьях.
Полученный ответ со всей ясностью продемонстрировал, что бороться с этим порочным явлением в региональном управлении МЧС не собираются - в ведомстве цитируют названия внутренних инструкций и ссылаются на «отсутствие полномочий». «Ликвидация загораний вне населенных пунктов не относится к компетенции Главного управления и подчиненных подразделений», - сообщается в письме.
Там же приведены разъяснения, что следует понимать под термином «загорание» - это, по версии МЧС, случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к распространению огня на «объекты защиты» - бесхозных зданий и транспортных средств, сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах и приусадебных участках, пожнивных остатков, стерни и даже мусора на свалках, пустырях и на участках домовладений, на обочинах дорог и так далее.
Все подобные происшествия, как разъясняют в МЧС, если они не причинили «материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства», не подлежат официальному статистическому учету. Получается, что даже если выгорит большая часть Краснодарского края и это по каким-то причинам не будет расценено как «ущерб интересам общества и государства», то ни в какие статистические сводки это ЧП просто не попадет.
В качестве «утешения» ГУ МЧС по Краснодарскому краю отчиталось, что с 2011 года в регионе было зарегистрировано 550 добровольных пожарных дружин общей численностью свыше 20 тыс. человек - очевидно, намекая, что тушить пожары на сельхозугодьях и природных территориях должны голыми руками обычные граждане - гордые обладатели значка «Пожарный дружинник».
«Согласно метеопрогнозам, ближайшие 2-3 недели Краснодарский край ожидает сухая и жаркая погода, а это означает всплеск количества сельхозпалов, поджогов сухой растительности, возгораний мусорных свалок - все это, как водится, опять не попадет ни в официальную статистику, ни в материалы административных и уголовных дел. Сложившаяся в регионе практика наплевательства на подобные правонарушения должна быть срочно пересмотрена. Придется снова этот вопрос выносить на Общественный экологический совет, а также, очевидно, и лично донести до и.о. губернатора Кодратьева», - заявил замкоординатора Экологической Вахты Дмитрий Шевченко.
 
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
 
Подробности: (918)2112544
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования