“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ

“С ЛЕГКОЙ РУКИ”

<4 августа 2000>

 

“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ

 

Подготовила

Татьяна КРОЛИКОВА

 

В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия - Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного "проекта века" окажется заложником "голубого потока". Ученые создали инициативную группу,  которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.

В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член со­вета Социально-экологического союза За­падного Кавказа и Российского националь­ного совета неправительственных при­родоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А. Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архи­текторов СССР и РФ М.М. Осичева, док­тор технических наук Г.А. Головко. После завершения работы материалы экспер­тизы были в эксклюзивном порядке пре­доставлены редакции нашей газеты.

Выводы, сделанные учеными, настоль­ко тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей. Цель, которую ставили перед собой спе­циалисты, они сформулировали так: "Ос­новной целью было намерение обосно­вать серьезную обеспокоенность веро­ятными экологически негативными и ка­тастрофическими последствиями строи­тельства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уни­кальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смер­тельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на се­годня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаи­модействии с газопроводом угрозу ката­строфических последствий для окружа­ющей среды. Эта естественная неопре­деленность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальнос­тью проектируемого сооружения состав­ляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода "голу­бой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!"

 

Сначала о самом газопроводе

 

Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километ­рах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух ки­лометрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок га­зопровода в Турции, в городе Самсун. Проектная протяженность - 396 километ­ров. Из них примерно одиннадцать кило­метров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров - по континентальному скло­ну (глубины от ста до двухсот метров). Большая часть трассы газопровода пла­нируется в международных водах, 340 ки­лометров. Проектная производитель­ность - 43,8 миллиона кубических мет­ров газа в сутки. Следует особо подчерк­нуть одно обстоятельство, которое тща­тельно скрывается авторами проекта. На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет су­щественно превышать внешнее гидро­статическое.

Что же собой представляет дно Чер­ного моря, по которому планируется про­кладка газопровода? Геологические поро­ды здесь малоустойчивы. Часты подвод­ные оползни. Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантс­кую энергию, достаточную для разруше­ния даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона по­рождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газо­провода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается про­шлогодними землетрясениями в Турции.

Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активно­стью. Это неизбежно приведет к разру­шению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки спо­собны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпав­шим из потока грунтом.

В той части морского дна, где пред­полагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопрово­да может спровоцировать разрушение донных грунтов.

Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В час­тности, гидрографическая служба Черно­морского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в райо­не мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.

- Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!

Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широ­ковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта "Голу­бой поток" о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет нахо­диться под существенным избыточ­ным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных про­цессов, но и военных действий, воен­ных учений, актов терроризма, нару­шений технологий прокладки и эксплу­атации газопровода, а также случай­ных воздействий при различных рабо­тах на акватории.

Итак, предположим, что на морс­ком шельфе произошел прорыв газо­провода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубо­проводе газа. Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростати­ческих эффектов в облаке водяной пыли над выбросом. Высокую вероят­ность этого подтверждают многочис­ленные случаи самовозгорания и взры­вов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Та­манском полуостровах. Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработ­чики проекта. Ширина шельфа в поло­се прокладки трубопровода - 11 кило­метров, море здесь обитаемо до глу­бины более ста метров, а биота не при­способлена к мощным мутьевым на­грузкам.

Придонные условия и большие ко­личества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морс­кой воде может сыграть роль катали­затора в этом процессе. В случае массового прорыва газа морские те­чения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному по­бережью и далее к Крыму. При проры­ве а турецкой части моря пострада­ют не только побережье Турции, но и грузинские берега.

Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.

Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта "Голубой поток".

Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безо­пасности бассейна Черного моря. В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн - исключитель­но замкнутый, в котором любое эколо­гически негативное событие затраги­вает интересы всех причерноморских государств и их населения. Поэтому узкоотраслевой подход РАО "Газпром" при создании и осуществлении проекта "Голубой поток" противоречит не только международным обязатель­ствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.

Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российско­го газа в Турцию. "Восточный", "запад­ный" и так далее. Они могут быть осу­ществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отра­жения в проекте РАО "Газпром".

Наше побережье - единственный в России субтропический курортный ре­гион. Население его прямо или косвен­но связано с лечебно-оздоровитель­ной деятельностью. И уже сейчас сам проект "Голубой поток", его осуществ­ление и будущая эксплуатация газо­провода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курор­там страны. Это и потеря привлека­тельности региона, и снижение инте­реса к инвестициям в курортный биз­нес, поскольку "опромышливание" Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело. Примером служит разлив нефти на термина­ле Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабар­динке и Геленджике.

Сторонники "Голубого потока" обе­щают щедрые компенсации курортно­му региону и его населению за поне­сенные потери и неизбежный риск. связанный с осуществлением проек­та и деятельностью газопровода, вклю­чая аварийные ситуации. В частности, РАО "Газпром" сулит повальную гази­фикацию всех населенных пунктов побережья. Но широкой общественно­сти неизвестны полноценные право­вые документы, подтверждающие и гарантирующие это.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования